![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вот и настало время продолжить повествование.
С утра, собрав багаж и сфотографировавшись на прощание, мы выехали во Вроцлав. Первым делом было размещение в хостеле, который кроме уютных комнат, предложил ещё и холодную питьевую воду. Вначале я разместился в мужской компании, но по предложении женской присоединиться к ним, принял предложение.
Затем мы направились в дом Эдиты Штайн - урождённой еврейки, принявшей католический обет и умершей в Освенциме. В доме где она родилась теперь расположен центр её памяти и попытки как-то совместить её еврейско-христианское прошлое. Разбившись на 5 групп мы описали на листах 5 фрагментов истории: период еврейского равноправия вместе с остальным прусским населением с 1812 до 1914 года; известных еврейских жителей Бреслау: Фердинанд Лассаль, Фриц Габер и других; период Первой Мировой войны, когда еврейские и немецкие солдаты воевали вместе; период нацистской партии во власти и период Акций нацистов во Второй Мировой. Более описания и тут больше сыграл элемент взаимного общения и обмена мнениями.
Выйдя мы обнаружили хорошо написанные граффити - с их помощью местное товарищество занимается перевоспитанием трудных подростков. Пройдя вдоль костела и заприметив выдру (неуспев, впрочем, её запечатлеть) мы прошли экскурсию со слегка флегматичным и антипатичным дяденькой по единственной сохранившейся вроцлавской синагогой (её не сожгли опасаясь того, что сгорит весь квартал). Если 3 года назад Михау ещё упоминал о том, что ортодоксальной эта синагога стала недавно, то сейчас нам уже утверждали, что в синагоге женщины и мужчины сидят раздельно, "забыв" про её более либеральную историю.
Вернувшись в хостел и передохнув, мы решили продолжить запланированную экскурсию.
Поход на кладбище всегда неодназначен. В этот раз из евреев на кладбище присутствовал только я и Вероника - так что пришлось рассказывать о иудейских погребальных традициях - хотя Вроцлавское еврейское кладбище, соблюдая их, всё же является самым помпезным из тех, что я видел.
Вернувшись на "трамвае звёзд" (это именно то, что было написано на золотых сиденьях) мы пошли в тот же вегетарианский ресторан, в котором были накануне. В свете изменения в религиозных взглядах Якова (я правда так и не понял ел ли он вегетарианскую пищу или отказался от неё вообще) нам достались предоставленные специально для него свёкла и ананас. Наша организатор, Сандра, всё ещё сидела за столом и была на грани шока, когда украинские девушки, увидев возможность разделать целый ананас упросили меня его препарировать. Он оказался вполне разделываемым и съедобным, но глаза Сандры на всё это действо ещё долго были в памяти :) .
Потом я уговорил таки посмотреть "День радио", но общество переключилось на "Ночь на Земле", а потом настала и Ночь.
На следующий день мы, поев в баре за углом от хостела, направились в Оссолинеум - центр истории Польши, перенесённый во Вроцлав из места где был заложен Оссолинским - Львов. В этом месте я уже бывал, тем более что в этот раз экскурсия там была короче предыдущего. Наша цель была кофейня в которой у нас произошла встреча с потомком жителей Львова, в который мы отбывали вечером, Урсулой Бончук-Давидзюк. Тут произошёл интересный казус, который сыграл свою роль в дальнейшем.
Дело в том, что, вероятно, когда Сандра организовывала наш маршрут, то в её понимании депортации вывозили людей с их национальной территории. Более того, зная Польшу лучше она явно сконцентрировалась на встречах в ней, а не во Львове (что несколько чувствовалось в дальнейшем). По-видимому, в связи с этим и зная о том, что этнических украинцев в рамках "Операции Висла" переселяли на запад с востока Польши Урсула выглядела ей интересной представительницей этих украинцев. И лишь в процессе общения с ней выяснилось, что семья её - польские аристократы, а поэтому переселены (департированы) с Украины они были в рамках "обмена населения" между Польшей (ещё не советской, но уже с компартией) и СССР. Поэтому на вопрос хотела бы она побывать во Львове был получен довольно негативный ответ - о взаимоотношениях поляков и украинцев написана не одна книга. Позитивным (потом оказалось менее, но всё же позитивным) влиянием это стало для украинской группы, диппредставители которой (Оксана) решили найти вначале представителя УПА (Украинской Повстанческой Армии) - что постфактум выглядело бы не совсем связанным с темой депортации, а также одного из тех, кого в своё время депортировали из Польши.
После встречи и вопросов Урсуле нам дали свободное время на поход по городу и денег на закупку еды до обеда на следующий день. Походив по центру, пофотографировавшись (в результате чего Луция наткнулась на своего бывшего почти-бойфренда) и закупившись сувенирами (а также брошюрами "Польские Судеты" в инфоцентре), зайдя в кафе "Дали" с его репродукциями на стенах и побывав внутри Вроцлавского университета, мы закупили средства для бутерброда и хорошего ужина в супермаркете. Но уже дойдя до временного вокзала поняли, что со спиртным вышло мало и , вернувшись, закупили ещё шестёрку пива. Не зная польские законы о проносе пива по улице, но подозревая об их суровости, мы решили действовать оперативно, хотя даже дойдя до перрона на нас осматривались искоса, а мой переход с грохотом между скамеек прогремел почти как гром :). Начиналась следующая часть нашей поездки...